«Вот здесь ты прям охватываешь эту позицию, и у тебя все получится, опирайся на свои пальцевые ощущения и на слух».
Чувствовать музыку и инструмент незрячего музыканта учат по авторскому методу. Педагог не пользуется пособиями и нотами, напечатанными шрифтом Брайля. Своему подопечному она объясняет все на пальцах, применяя забавную терминологию.
Дана Шарафутдинова, преподаватель ДШИ №7: «Не просто активные пальцы, а солдатиками. Потом у нас есть такое слово — вцепляндия. Что у меня делает палец? Он вцепляется. Вместо непонятного легато — вцепляндия. Профессиональные термины я перевожу на забавные».
Слух у незрячих музыкантов, как правило, очень развит. Играючи Андрей Сухановский выучил сначала детские песенки, потом джазовые композиции, произведения Шопена, Бетховена, Баха.
Подбирать мелодии мальчик начал еще в детстве — когда у него и инструментов толком не было. Андрей экспериментировал с губной гармошкой, игрушечным кларнетом и синтезатором. С поступлением в музыкальную школу настоящее, живое фортепиано затмило все. Сейчас Андрей в выпускном классе, на счету у него — участие в конкурсах и выступлением с оркестром «Классика».
Андрей Сухановский, пианист: «Совсем другое дело, когда ты играешь в оркестре, когда вокруг тебя виолончели, совсем другие ощущения на слух — с оркестром-то интереснее играть».
Мечта Андрея — стать частью оркестра. Но для этого школьнику надо поступить в Курское музыкальное училище для незрячих и слабовидящих. Чтобы жить в другом городе, юноше предстоит научиться самостоятельности. Банально готовить и делать уборку. Ведь его мама мечтает, что сын не только будет блистать на сцене, но и когда-нибудь сможет обходиться без ее помощи.
Заветная мечта стала реальностью. Слепой пианист из Челябинска получил подарок от благотворительного фонда 31 канала "Теплая помощь" и неравнодушных телезрителей. Теперь у Андрея Сухановского появился долгожданный синтезатор. С таким современным оборудованием южноуральский Рэй Чарльз сможет сам писать музыку.
Бетховен и джазовые импровизации на слух. Незрячий пианист из Челябинска разучивает классику, чтобы поступить в музучилище, а затем играть в профессиональном оркестре. Как ему удается не глядя справляться со сложнейшими композициями?